пятница, 24 сентября 2021 г.

План - конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗа

 

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЕЛЬМАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА   «КАТЮША»

АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА




 

План - конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗа  для детей

логопедической «А» группы

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Подготовила: Карасир Л.Г., воспитатель МДОУ   «Тельмановский ясли-сад «Катюша»

 

                                                                                                 пгт. Тельманово 2019 - 2021 год

 

Цель: - развивать аналитико-синтетические умения;

Задачи:
 -позна­комить с приемом фантазирования «дробление — объединение»;

- продолжать формировать мыслительные операции у детей;
- развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.

Методы и приемы: словесные, игровые, практические.

Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД: дидактические игры, упражнения, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение.

Дидактический и раздаточный материал:  картинки по теме, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, магнитная доска.

Количество детей: 10-12

1.Организационный момент.

2.Сюрпризный момент.

 Воспитатель: -Шел по городу волшебник... Его никто не видел, но все видели, что он делал: стоял велосипед — он его разобрал по деталям; росло дерево — он с него сбросил все листья, а потом и ветки; приготовили пирог - он его разделил на кусочки... А, в другой раз шел и делал все наоборот: кирпичи лежали — он построил дом; бревна плыли — сделал плот; цветы росли -составил букет... Как вы думаете, ребята,  какое имя  можно такому волшебнику? (Ответы детей).

Воспитатель:- Да, действительно он умеет все разделять и соединять, поэтому его так и зовут Дели-Соедини. Сегодня на занятии мы попробуем выполнить его интересные задания.

 3. Работа с деформированной фразой.

Воспитатель: - Из данных слов, нужно построить предложения:

   - горка, с, катаются, дети, санках, на;

   - зима, идет, снег, пушистый;

   -щиплет, мороз, крепкий, нос, щечки;

   - девочки, коньках, катаются, на, любят.

Воспитатель: - А теперь задание усложняется. Я произношу простое предложение, а вы называете   последнее слово и с ним уже придумываете предложение. (Игра проводится в кругу). 

Воспитатель:- А, еще этот волшебник — великий изобретатель. Он при­думывает разные предметы, которых раньше не было. Взял и соединил стиральную машину и утюг, что получилось? Нра­вится ли вам это изобретение? (Воспитатель называет несколько «проектов» - чашка и блюдце, веник и тряпка, карандаш и линейка, стол и лампа и др. и предлагает обсудить, для чего нужен такой предмет, что в нем хорошего, что плохого).

4.     Игра «Раздели-соедини».

 Сейчас я буду называть различные части тела и команды «Дели!» или «Соедини!». Например: «Руки — соедини!», «Ноги -раздели!», «Головы — соедини!», «Пальцы — раздели!», а вы должны внимательно слушать и выполнять команды. (Дети указанные части должны соединить (сблизить, объе­динить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изо­лированно, отдельно). Молодцы, а сейчас:

Игра «Найди свою половинку».

5.     Фантазирование.

Воспитатель: -Дели-Соедини — это Волшебник, поэтому он очень лю­бит сказки... Вначале он сказки делит... Попробуйте узнать, какую сказку он разделил, если известны ее «части»: дед, баб­ка, курочка, яйцо, мышка...(Аналогично разделяются еще несколько сказок).

Воспитатель: -Эту сказку он начал делить, но не успел разделить до конца. В ней есть лягушка, Иван-царевич, Кощей Бессмертный…….. Кто еще?

(Дети называют остальных персонажей сказки «Царевна-лягушка»; аналогично рассматривается еще несколько сказок.)

Воспитатель:- Потом волшебнику уже расхотелось делить и он начал соединять... И вот с какими сказочными героями он нам пред­лагает придумать сказку: Змей-Горыныч, Буратино, Русалка, гномики, Баба-Яга...(Сначала сообща выбирается главный герой, его друзья и враги, место действия, «проблема» (что случилось с главным героем), а затем коллективно придумывается сказка. Желательно, чтобы воспитатель выполнял организующую и направляющую функцию, помогал выбрать наиболее лучший вариант из числа предложенных детьми, а не давал свой, уже го­товый. Рекомендуется воспитателю делать по ходу соответству­ющие записи, чтобы в конце можно было прочитать детям гото­вую сказку (окончательный вариант).

6.     Практическая работа.

Воспитатель: - А еще Дели-Соедини — художник. Это именно он при­думал и нарисовал русалку, дракона...

(Воспитатель показывает соответствующие изображе­ния и обсуждает с детьми, как они «сделаны», из каких состо­ят частей.)

Воспитатель:- Попробуйте и вы нарисовать необычных героев. (Дети выбирают самостоятельно. Чем они будут изображать необычных героев –карандашами, красками, фломастерами и т.д.).

7.     Подведение итогов.

Упражнение  «Если бы...»

Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями:

-«Если бы лужи могли петь….»

- «Если бы дома могли летать…»

- «Если бы люди перестали спать…»

Описать последствия такого допущения.

Рефлексия.

Воспитатель: -Чем мы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось на занятии?  Чему вы сегодня научились?

    Несколько фотографий на долгую память: