ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЕЛЬМАНОВСКИЙ ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА «КАТЮША»
АДМИНИСТРАЦИИ ТЕЛЬМАНОВСКОГО РАЙОНА
План - конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗа для детей
логопедической «А» группы
Интеграция образовательных
областей: «Речевое
развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,
«Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Подготовила: Карасир Л.Г., воспитатель МДОУ «Тельмановский ясли-сад «Катюша»
пгт. Тельманово 2019 - 2021 год
Цель: - развивать
аналитико-синтетические умения;
Задачи:
-познакомить с приемом
фантазирования «дробление — объединение»;
- продолжать
формировать мыслительные операции у детей;
- развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и
обосновывать свои суждения;
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений между
детьми.
Методы и приемы: словесные, игровые, практические.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:
игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД:
дидактические игры, упражнения, задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей: беседа,
показ, объяснение.
Дидактический и раздаточный материал: картинки по теме, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, магнитная доска.
Количество детей: 10-12
1.Организационный момент.
2.Сюрпризный момент.
Воспитатель: -Шел по городу волшебник... Его никто не видел, но все видели, что он делал: стоял велосипед — он его разобрал по деталям; росло дерево — он с него сбросил все листья, а потом и ветки; приготовили пирог - он его разделил на кусочки... А, в другой раз шел и делал все наоборот: кирпичи лежали — он построил дом; бревна плыли — сделал плот; цветы росли -составил букет... Как вы думаете, ребята, какое имя можно такому волшебнику? (Ответы детей).
Воспитатель:- Да, действительно он умеет все разделять и соединять, поэтому его так и зовут Дели-Соедини. Сегодня на занятии мы попробуем выполнить его интересные задания.
3. Работа с деформированной фразой.
Воспитатель: - Из данных слов, нужно построить предложения:
- горка, с, катаются, дети, санках, на;
- зима, идет, снег, пушистый;
-щиплет, мороз, крепкий, нос, щечки;
- девочки, коньках, катаются, на, любят.
Воспитатель: - А теперь задание усложняется. Я произношу простое предложение, а вы называете последнее слово и с ним уже придумываете предложение. (Игра проводится в кругу).
Воспитатель:- А, еще этот волшебник — великий изобретатель. Он придумывает разные предметы, которых раньше не было. Взял и соединил стиральную машину и утюг, что получилось? Нравится ли вам это изобретение? (Воспитатель называет несколько «проектов» - чашка и блюдце, веник и тряпка, карандаш и линейка, стол и лампа и др. и предлагает обсудить, для чего нужен такой предмет, что в нем хорошего, что плохого).
4. Игра «Раздели-соедини».
Сейчас я буду называть различные части тела и команды «Дели!» или «Соедини!». Например: «Руки — соедини!», «Ноги -раздели!», «Головы — соедини!», «Пальцы — раздели!», а вы должны внимательно слушать и выполнять команды. (Дети указанные части должны соединить (сблизить, объединить, иногда с кем-то в паре) или разъединить (показать изолированно, отдельно). Молодцы, а сейчас:
Игра «Найди свою половинку».
5. Фантазирование.
Воспитатель: -Дели-Соедини — это Волшебник, поэтому он очень любит сказки... Вначале он сказки делит... Попробуйте узнать, какую сказку он разделил, если известны ее «части»: дед, бабка, курочка, яйцо, мышка...(Аналогично разделяются еще несколько сказок).
Воспитатель: -Эту сказку он начал делить, но не успел разделить до конца. В ней есть лягушка, Иван-царевич, Кощей Бессмертный…….. Кто еще?
(Дети называют остальных персонажей сказки «Царевна-лягушка»; аналогично рассматривается еще несколько сказок.)
Воспитатель:- Потом волшебнику уже расхотелось делить и он начал соединять... И вот с какими сказочными героями он нам предлагает придумать сказку: Змей-Горыныч, Буратино, Русалка, гномики, Баба-Яга...(Сначала сообща выбирается главный герой, его друзья и враги, место действия, «проблема» (что случилось с главным героем), а затем коллективно придумывается сказка. Желательно, чтобы воспитатель выполнял организующую и направляющую функцию, помогал выбрать наиболее лучший вариант из числа предложенных детьми, а не давал свой, уже готовый. Рекомендуется воспитателю делать по ходу соответствующие записи, чтобы в конце можно было прочитать детям готовую сказку (окончательный вариант).
6. Практическая работа.
Воспитатель: - А еще Дели-Соедини — художник. Это именно он придумал и нарисовал русалку, дракона...
(Воспитатель показывает соответствующие изображения и обсуждает с детьми, как они «сделаны», из каких состоят частей.)
Воспитатель:- Попробуйте и вы нарисовать необычных героев. (Дети выбирают самостоятельно. Чем они будут изображать необычных героев –карандашами, красками, фломастерами и т.д.).
Упражнение «Если бы...»
Предлагается придумать объект с необычными свойствами или функциями:
-«Если бы лужи могли петь….»
- «Если бы дома могли летать…»
- «Если бы люди перестали спать…»
Описать последствия такого допущения.
Рефлексия.
Воспитатель: -Чем мы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось на занятии? Чему вы сегодня научились?
Несколько фотографий на долгую память: